НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО

«ПЕРСЕЙ»

высота борта10 м
длина41,5 м

ширина

8 м

скорость хода

7,5 узлов

экипаж – 24 человек

экспедиционный состав – 16 человек

  • Судовладелец
  • Страна постройки, год, компания
  • Тип судна
  • Прежние названия
  • Назначение
  • Флаги

С 1923 по 1941 гг. – Плавморнин-ГОИН-ПИНРО.

Плавучий морской научный институт (1921–1929 гг.);

Государственный океанографический институт (1929-1933 гг.);

Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (1933-1941 гг.).

1918 г., г.Онега (начало постройки в качестве промыслового зверобойного судна); 1922 г., г.Архангельск (достроен как научно-исследовательское судно)

двухмачтовая парусно-паровая шхуна с ледовыми обводами

других названий не имело

комплексные рыбохозяйственные исследования в северных морях

СССР (1922-1941 гг.)

Персей» – первое научно-исследовательское судно Плавучего морского научного института (Плавморнина), образованного в 1921 г. В условиях разрухи, наступившей после окончания гражданской войны, институт не мог построить или купить судно, которое было крайне необходимо ему для морских исследований. Задачу эту удалось решить путем передачи институту корпуса недостроенного зверобойного судна (с названием «Персей), находящегося в Лайском доке г.Архангельска, где базировался Плавморнин.

Достройка «Персея», его переоборудование проводились силами сотрудников института под руководством корабельного мастера В.Ф.Гостева, по норвежским чертежам. Проекты и чертежи «Персея», как экспедиционного судна, разработали архангельские инженеры В.П.Цапенко и А.С.Воронич.

Огромное значение для получения корпуса шхуны, для превращения ее в полноценное научно-исследовательское судно сыграла воля и энтузиазм директора Плавморнина профессора И.И.Месяцева.

У «Персея» был усиленный ледовый пояс из дубовых досок вдоль всей ватерлинии. Корпус имел яйцеобразные обводы, способствующие выжиманию судна при сжатии во льдах (по типу «Фрама»). Все механизмы и необходимое оборудование снимали с разных судов, так как что-либо приобрести в то время было практически невозможно.

Начав свою работу в Плавморнине (1923 г.), в результате реорганизаций «Персей» становится в 1929 г. судном ГОИНа, а в 1934 г. – ПИНРО.

91

рейс совершил «Персей»

5525

выполнено океанографических станций

30

морских экспедиций возглавил И.И.Месяцев

«Персей» был школой для многих ученых, которые впоследствии возглавили крупные научные учреждения, стали основоположниками целых направлений в мировой науке. На его борту работали И.И.Месяцев, Н.Н.Зубов, Л.А.Зенкевич, С.А.Зернов, А.И.Россолимо, М.В.Кленова, А.А.Шорыгин, В.В.Шулейкин, Н.А.Маслов, Ю.Ю.Марти, И.Г.Юданов, О.Н.Киселев и другие ученые.

Неоценима работа судна по изучению морских течений, биологической продуктивности, рельефа и грунтов северных морей, условий тралового промысла. 

В 1939 г. сотрудниками ПИНРО на «Персее» предприняты первые успешные попытки использования эхолотов для обнаружения косяков рыбы.

Неоднократно начальниками рейсов становились Л.А.Зенкевич, Б.К.Флёров и другие видные ученые. В течение нескольких лет экспедициями руководил автор книги «Под звездным флагом «Персея» В.А.Васнецов. Долгие годы судном командовал капитан П.И.Бурков.

Последний научный рейс в июне 1941 г. проходил под руководством сотрудника ПИНРО, специалиста в области подводной техники О.Н.Киселева.

Научно-исследовательское судно «Персей» навсегда вошло в историю отечественной науки как первое советское научно-исследовательское судно и как первое судно ПИНРО – Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича.