НЕФТЬ — ПРИРОДНАЯ МАСЛЯНИСТАЯ ГОРЮЧАЯ ЖИДКОСТЬ ПРОИЗОШЕДШАЯ ИЗ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА ОСАДОЧНЫХ ПОРОД (ОСТАТКОВ ДРЕВНИХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ), СОГЛАСНО БИОГЕННОЙ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НЕФТИ. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ НЕФТИ ЗАНИМАЕТ ДЕСЯТКИ И СОТНИ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ.

ЗАПАСЫ

В недрах дна Мирового океана заключено не менее половины мировых ресурсов нефти и газа. Залежи углеводородов формировались в быстро накопившихся мощных осадочных толщах на подводных окраинах континентов в результате преобразования огромных масс захороненного сапропелевого органического вещества, с последующей миграцией и концентрацией в ловушках разного типа. Потенциальные ресурсы нефти и газа (в нефтяном эквиваленте) составляют около 300-350 млрд. т (в т.ч. в недрах шельфа 184 млрд. т).

ДОБЫЧА

Разработку месторождений производят с берега или с оснований: искусственных островов; стационарных свайных, самоподъёмных или полупогружных платформ; затопленных барж; буровых судов и подводных сооружений. В полярных условиях добычу ведут со льда, оснований с ледостойкой центральной колонной, искусственного ледяного острова и с выдавливаемых оснований. В Западной Европе ведущими странами по добыче на шельфе являются Великобритания и Норвегия.

30

%
общемирового объема нефти добывается в Мировом океане

15

%
общемирового объема газа добывается в Мировом океане

40

стран ведут добычу нефти и газа на шельфе

В ПОЛЯРНЫХ УСЛОВИЯХ ДОБЫЧУ ВЕДУТ СО ЛЬДА, ОСНОВАНИЙ С ЛЕДОСТОЙКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОЛОННОЙ, ИСКУССТВЕННОГО ЛЕДЯНОГО ОСТРОВА И С ВЫДАВЛИВАЕМЫХ ОСНОВАНИЙ. В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ ПО ДОБЫЧЕ НА ШЕЛЬФЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И НОРВЕГИЯ.

Аварии

Деятельность по добыче и транспортировке нефти может привести к значительным экологическим последствиям. Особенно опасны экологические катастрофы на море. Поскольку нефть легче воды, она растекается по воде тонкой пленкой на значительную площадь. Разливы нефти сопровождаются массовой гибелью морских млекопитающих, птиц, рептилий. Наносится ущерб рыбному промыслу. Залитые нефтью пляжи наносят вред прибрежной экосистеме, часто непоправимый.

Аварии на море происходят как при транспортировке нефти, так и в процессе добычи. Морские платформы, с которых производится бурение скважин и добыча нефти на морском шельфе, также становятся причиной катастрофических разливов нефти. Самая крупная нефтяная техногенная катастрофа на море произошла в 2010 году. Взрыв, произошедший на нефтяной платформе Дипуотер Хорайзон (Deepwater Horizon), привел к крупнейшему разливу нефти на море в истории нефтедобычи. По некоторым оценкам за время прошедшее с начала аварии в Мексиканский залив вытекло около 5 миллионов баррелей нефти (более 670 тысяч тонн). Нефтяное пятно, образовавшееся в результате разлива, достигло площади 75 тысяч квадратных километров.

Нефть попадает в Мировой океан не только в результате аварийных разливов. Гораздо большее количество нефти попадает в водные бассейны естественным путем по существующим в земной коре разломам. Естественные выходы нефти существуют во многих районах морей и океанов. По существующим разломам нефть, как правило, просачивается постепенно в небольших объемах. Вокруг таких выходов нефти даже образуется своя экосистема. Опасность техногенных разливов в том, что они происходят в короткое время в значительных объемах. Они нарушают сложившуюся экосистему и ведут к массовой гибели морских обитателей.

ЧТОБЫ СНИЗИТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕФТЕДОБЫЧИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ОТРАСЛИ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ ВЫСОКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИЙ В КОМПАНИЯХ ВНЕДРЯЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ПРОШЛЫЙ НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ, КУЛЬТИВИРУЕТСЯ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ РАБОТ. РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЕ РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ.