ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО

«ОБЬ»

высота борта11,23 м
длина130,19 м (после модернизации)

ширина

18,88 м

автономность плавания

15 600 миль

экипаж

68 человек

  • Cудовладелец
  • Год постройки
  • Страна постройки
  • Порт приписки
  • Класс регистра
  • Назначение
  • Флаги

Министерства Морского Флота

1954 (26 июня)

Голландия

г. Мурманск

УЛ Р4/1С (аркт)

экспедиционное судно

СССР

ИЮЛЬ 1954 ГОДА. ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ» 

ПРИШЕЛ В ПОРТ ПРИПИСКИ — МУРМАНСК.

Спустя месяц «Обь» отправляется в свой первый арктический рейс по трассе Северного морского пути к берегам Чукотки.

5 ЯНВАРЯ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД «ОБЬ»

ПЕРВЫМ ИЗ СОВЕТСКИХ СУДОВ

ПОДОШЕЛ К БЕРЕГАМ АНТАРКТИДЫ

и высадил на берег первых советских ученых, приступивших к планомерному исследованию далекого, практически неизученного, континента нашей планеты.

В 1957 ГОДУ С БОРТА «ОБИ» БЫЛ ВЫПОЛНЕН ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ МЕРИДИОНАЛЬНЫЙ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ ЧЕРЕЗ ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН ОТ БЕРЕГОВ АНТАРКТИДЫ ДО УСТЬЯ РЕКИ ГАНГ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ СВЫШЕ 5000 МИЛЬ.

Пять из шести прибрежных советских антарктических станций были открыты при активном участии экипажа д/э «Обь».

Иногда на берегу работало до 70% экипажа, помогая полярникам в строительстве станций и других работах.

Открытие станции «Мирный» в 1956 году на почтовой марке России

Участвуя в выполнении наблюдений по программе Международного геофизического года в 1957–1958 годов, д/э «Обь» первым из советских судов совершил кругосветное плавание с научными целями. Рейс продолжался 310 суток, было пройдено 45690 миль. В этом рейсе с борта судна были выполнены первые запуски метеорологических ракет в стратосферу, первый из них — 31 декабря 1957 года.

«ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ! ВЫ ВЫПОЛНЯЕТЕ ОСНОВНУЮ РАБОТУ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ В САМОМ ОТДАЛЕННОМ ОТ РОДИНЫ МЕСТЕ. БОЛЬШОЕ ВАМ ВСЕМ СПАСИБО ЗА ЭТУ САМООТВЕРЖЕННУЮ, ИЗВЕСТНУЮ ВСЕМУ МИРУ РАБОТУ! ОЧЕНЬ РАД ВОЗМОЖНОСТИ ПОБЫВАТЬ НА БОРТУ КОРАБЛЯ, ЭКИПАЖ КОТОРОГО ВЛОЖИЛ ТАК МНОГО СИЛ И УМЕНИЯ В ДЕЛО ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ АНТАРКТИДЫ»

О значении д/э «Обь» в антарктических исследованиях, проводимых советскими (российскими) учеными, свидетельствуют многочисленные отзывы организаций, отдельных ученых и общественных деятелей.  Е. К. Федоров, запись в судовой «Книге отзывов» 

20

экспедиционных рейсов

57

станций в Гренландском море, в арктическом рейсе

1250

океанологических станций в морях и водах Южного океана

Вели дизель-электроход «Обь» к берегам Антарктиды известные полярные капитаны:

 

Иван Александрович Ман,

1955-1958 гг.(1 - 3 САЭ),

 

Александр Иосифович Дубинин,

1958-1960 гг.(4 и 5 САЭ),

 

Николай Михайлович Свиридов,

1960-1962 и 1963-1966 гг. (6,7,9-11САЭ),

 

Олег Иванович Воденко,

1962-1963 гг.(8 САЭ),

 

Эдуард Иосифович Купри,

1966-1971 гг. (12-16 САЭ),

 

Сергей Иванович Волков,

1971-1973 и 1974-1975 гг. (17,18, и 20 САЭ).

Среди научных сотрудников на борту судна работало 37 докторов наук, профессоров и академиков и более 80 кандидатов наук.

В экспедиционных плаваниях на «Оби» участвовали многие выдающиеся советские ученые полярные исследователи.