НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО

«КРАСНОДАР»

высота борта18 м
длина141 м

автономность плавания
30 суток

экипаж
57 человека

экспедиция
10 человек

  • Генеральный судовладелец
  • Судовладелец
  • Год и страна постройки
  • Порт приписки
  • Назначение судна
  • Другие названия

Министерство

Морского флота СССР

Черноморское
Морское пароходство

1925 год, Швеция, фирма
Kokums Mek Verkstedt г. Мальме

Одесса

— до 1960 г. сухогруз торгового флота
— с 1960 г. использовался
как научно-исследовательское судно
телеметрическое
— класс регистра — *Р 4/1 С

— Empire Dart (1946)
— Pernamouco (1945)
— Skaneland (с постройки)

Когда возникла необходимость создания морских измерительных пунктов для получения телеметрической и научной информации с космических аппаратов, на витках невидимых с территории СССР, в одном из НИИ МО были проведены исследования и разработан план создания и использования таких пунктов. Тогда на проектирование и строительство специальных НИС времени не оставалось и было принято решение о переоборудовании под плавучие измерительные пункты грузовых судов торгового флота.

ЧЕРНОМОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ВЫДЕЛИЛО ДЛЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ СУДА «КРАСНОДАР» И «ВОРОШИЛОВ», ПОСТРОЕННЫЕ В 1923-1924 ГОДАХ

«Краснодар» необходимо было переоборудовать, установив на нем
специальную аппаратуру.
Судно после переоборудования стало использоваться как
научно-исследовательское телеметрическое, прочило несколько
переоборудований и выполняло экспедиционные рейсы с 1960
по 1965 года.

ПЕРВЫЙ РЕЙС АВГУСТ — НОЯБРЬ 1960

была отработана технология подготовки и проведения телеметрических измерений в океане, но сеансы связи с реальными космическими объектами не проводилась.

ВТОРОЙ РЕЙС ЯНВАРЬ — АПРЕЛЬ 1961

экспедиция НИС «Краснодар» выполнила важные работы. Приняла 12 февраля телеметрическую информацию с межпланетной космической станции «Венера-1» в районе экватора в Атлантике и подтвердила возможность успешной работы корабельных измерительных пунктов.

УЧАСТВОВАЛА В РАБОТАХ С БЕСПИЛОТНЫМИ КОСМИЧЕСКИМИ КОРАБЛЯМИ, ЗАПУСК КОТОРЫХ ПРЕДШЕСТВОВАЛ ПОЛЕТУ Ю. А. ГАГАРИНА.

Во время этих запусков детально проверялись все звенья,
участвовавшие в выведении КД на орбиту, в управлении их
полетом и посадкой на землю. В том числе проверялась
работа корабельных измерительных пунктов.
Особенно важным было получение оперативной
телеметрической информации о времени включения
и выключения тормозной двигательной установки (ТДУ)
и о работе бортовых систем на участке торможения.

12 апреля 1961 экспедиция НИС «Краснодар» успешно приняла телеметрическую информацию о работе бортовых систем космического корабля (КК) «Восток» и научную информацию о жизнедеятельности первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.

С ЭТОГО ДНЯ ВПЛОТЬ ДО 1991 ГОДА НИ ОДИН ЗАПУСК МЕЖПЛАНЕТНЫХ СТАНЦИЙ И ПИЛОТИРУЕМЫХ КК НЕ ПРОВОДИЛСЯ БЕЗ УЧАСТИЯ ПЛАВУЧИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ.

И в первом, и во втором рейсах капитаном «Краснодара» был А. А. Рослов, награжденный за участие в работе по обеспечению полета Ю. А. Гагарина орденом Ленина. Начальником экспедиции в этих рейсах был Быструшкин Василий Васильевич. Именно его люди обеспечили необходимую телеметрическую информацию по работе тормозной двигательной установки (ТДУ), но они почему-то не попали в списки награжденных. Когда судно вошло в состав ПТК, то в первый рейс в новой штатной структуре «Краснодар» вышел под руководством капитана Б. С. Козина и начальника экспедиции И. Н. Позднякова

НИС "Краснодар" было возвращено в Черноморское морское пароходство и заменено на более современное НИС "Ристна"