НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО

«ПРОФЕССОР ЗУБОВ»

высота борта6,1 м
длина124 м

ширина

17 м

скорость хода

максимальная 18,2 узла,

экономичная 15,4 узла

экипаж - 80 чел.,

экспедиционный состав – 54 чел.

  • Генеральный судовладелец
  • Судовладелец
  • Страна постройки, год, компания
  • Прежние названия
  • Назначение
  • Флаги

Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

государственное учреждение Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ГУ ААНИИ) Росгидромета

ГДР, 1968 г, на верфи им. Матиаса Тезена, по проекту «Муссон»

не имело

Научно-исследовательское (окенографические, метеорологические и аэрологические наблюдения). В 1993 году судно было переоборудовано под класс Регистра «пассажирское»

СССР, с 1992 по 1998 год – флаг РФ

Государственный флаг СССР был поднят на судне 2 января 1968 года. В середине января судно пришло в Ленинград и до апреля стояло на набережной Невы у Горного института. В апреле 1968 г. судно было передано Арктическому и Антарктическому научно-исследовательскому институту (первый владелец – Север-Западное управление гидрометеорологической службы). Летом 1969 года судно встало на дооборудование на Морской завод в Лиепае. В этот период на судне установлены гидродинамические успокоители качки, смонтирована ЭВМ, оборудован ракетный комплекс и другие системы. флота.ота.

Часть материалов наблюдений подвергалась более глубокой обработке и анализу уже в течение рейса силами сотрудников постоянного и прикомандированного научно-технического персонала судна. Результаты этих исследований, также как и более глубоких исследований научных отделов ААНИИ по планам НИОКР, публиковались в отчетах об экспедиционных рейсах, в сборниках «Труды ААНИИ» и «Проблемы Арктики и Антарктики», в «Информационном бюллетене САЭ», в отчетах по НИОКР, в научных изданиях других ведомств, в отдельных специализированных сборниках и монографиях.

В 1972 году (8-й рейс) судно участвовало в совместных с французскими специалистами запусках геофизических ракет в международном космическом полигоне Куру (Французская Гвиана). Часть членов экипажа была приглашена на космодром и наблюдала запуск ИСЗ «Европа».

В 9-м рейсе судно находилось с официальным визитом в Лондоне. Для прохода по Темзе был разведен мост Тауэр и судно было ошвартовано к борту легендарного мемориального крейсера-участника Арктических конвоев «Белфаст».

В 1973 году судно под командой капитана О.В. Андржеевского и начальника экспедиции А.Ф. Трешникова вместе с д/э «Наварин» участвовало в операциях по освобождению д/э «Обь» из ледового плена.

В дни открытых дверей, на пресс-конференциях, в обычные дни судно посещали простые граждане разных стран, ученые, представители партий, обществ дружбы, профсоюзов и их руководители, корреспонденты газет, журналов, телевидения, дипломатические работники, государственные и политические деятели. В «Книге почетных посетителей», хранящейся в Музее Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), имеются тысячи записей, в том числе президента Чили Эдуардо Фрея, министра ВМФ Анголы Мануэля Антонио Альфредо, вице-президента Кубы Тирсо Сайенса, президента Академии наук Кубы Вильфредо Торреса и др.

15

лет находилось в море

52

научных рейса

2

кругосветных рейса

1968

Поднят Флаг СССР

1968 – 1992

Совершено два кругосветных путешествия. Выполнено 39210 метеонаблюдений, 8270 аэрологических зондирований атмосферы, запущено 216 геофизических ракет,1 201 764 морских миль прошлел в водах четырех океанов.

1982

в Антверпене в «день открытых дверей» судно посетило 1520 человек.

В 1993 ГОДУ СУДНО БЫЛО ПЕРЕОБОРУДОВАНО ПОД КЛАСС РЕГИСТРА «ПАССАЖИРСКОЕ» И ДО 1998 ГОДА БЫЛО ЗАНЯТО ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ НА БАЛТИЙСКОМ И ЧЕРНОМ МОРЯХ. В 1998 ГОДУ СУДНО БЫЛО ПРОДАНО НА СЛОМ В ТУРЦИЮ