МОРСКОЙ АРКТИЧЕСКИЙ ЛЕДОКОЛ

«КРАСИН»

высота борта12, 61 м
длина99, 8 м (после модернизации)

20 лет оставался
лучшим ледоколом 

Скорость хода
до 1974 г. – 15 узлов,
после 1974 г. – 9 узлов

экипаж в 1928 г. — 136 человек,

в 1935 г. — 120–130 человек, 

в 1960–1972 гг. —  90–100 человек,
 

  • Судовладелец
  • Страна постройки, год, компания
  • Назначение

Музей Мирового океана 

(с 2004 года)

Великобритания, 1916 – 1917 год, 

«Sir W. G. Armstrong, Whitworth & Co»

1917 – 1921 гг. обеспечивал судоходство на Белом, 

Баренцевом и Северном морях

1921 – 1934 гг. обеспечивал судоходство на Балтийском, 

Баренцевом и Карском морях

1934 г. — совершил переход из Ленинграда во Владивосток 

через Атлантику 

и Тихий океан

1934 – 1941, 1945 – 1950 гг. — работал в Восточном секторе 

Арктики

1941 – 1945 гг. — в годы Великой Отечественной войны 

совершил вынужденный кругосветный боевой поход 

(Провидения – Сиэтл – Балтимор – Рейкявик – Глазго – 

Мурманск – Молотовск – Владивосток), участвовал в проводке 

арктических конвоев 

по трассе Севморпути

1951 г. – работал на Балтике

1960 – 1971 гг. — работал в Западном секторе Арктики

1972 – 1989 гг. — работал в ведении Арктической 

нефтегазоразведочной экспедиции

1990 – 1991 гг. — судно-музей на плаву в ведении 

Международного фонда истории науки

С 1992 г. — памятник истории, судно-музей.

Судовые помещения конца 1950-х гг.

вы пройдёте по парадному трапу, посетите каюты капитана и начальника экспедиции, кают-компанию, штурманскую и рулевую рубки, загляните в прачечную и гладильню, каюту машиниста.

Смотреть

Ледокол «Красин». Страницы истории

экспозиция, открывшаяся в юбилейном 2008 году , рассказывает о истории ледокола – от «Святогора»

Смотреть

Курс – север!

выставка знакомит посетителя с современными навигационными приборами, применяемыми на кораблях ледокольного флота России, и с более с ранними образцами.

смотреть

Даешь Нобиле!

выставка посвящена героическому спасению итальянцев, потерпевших крушение на дирижабле в 1928 год.

Смотреть

3 февраля 1916 года в Ньюкасле, Великобритания, по заказу Главного управления кораблестроения Морского министерства Российской Империи началось строительство нового судна, получившего имя «Святогор». Днём рождения «Святогора» считается 31 марта 1917 года, когда на ледоколе был поднят флаг вспомогательных судов Российского Императорского флота.

Местом службы судна должно было стать горло Белого моря. Ледокол прибыл в Архангельск в июле 1917 года, а уже через год, во время наступления англо-французской эскадры на Архангельск, был затоплен на фарватере Северной Двины для преграждения пути кораблям интервентов. После захвата города союзниками командир «Святогора» Н. А. Дрейер был арестован англичанами и впоследствии расстрелян.

Само судно уже в августе 1918 года было поднято, а при уходе союзников с Севера в феврале 1920 года уведено в Великобританию, где числилось до 1921 года под именем HMS Sviatogor – «Корабль Его Величества «Святогор».

В 1920 году в Карском море произошла катастрофа. Ледокольный пароход «Соловей Будимирович», в числе пассажиров которого находились женщины и дети, был затёрт льдами. Советское правительство обратилось к знаменитому норвежскому полярному исследователю Фритьофу Нансену с просьбой – уговорить англичан предоставить для спасательной операции «Святогор». Команду корабля возглавил прославленный арктический капитан Отто Свердруп, некогда командовавший «Фрамом».

В то же время из Архангельска в Карское море вышел ледокол «Канада». Между кораблями-спасателями началась своеобразная гонка – кто быстрее успеет пробиться к затёртому во льдах пароходу? Первым пришёл «Святогор». Команда и пассажиры «Соловья» были очень рады этому — не все из них хотели возвращаться в Архангельск, где установилась Советская власть (находившиеся на пароходе люди были приверженцами прежнего строя).

Часть спасённых перешла на «Святогор» и отправилась со Свердрупом за границу — в Норвегию, остальные на «Соловье Будимировиче» и «Канаде» и вернулись в Советскую Россию.

1918 – 1921

Ледокол в распоряжении британского правительства.

1921

Выкуплен у правительства Великобритании при участии дипломата Л. Б. Красина и академика А. Н. Крылова.

19 ноября 1927

«Святогор» был переименован в «Красин» в память советского дипломата Леонида Красина, много сделавшего для возвращения судна в Россию. Торжественная церемония проходила в Ленинградском порту. Это был митинг, на котором под гром оваций был зачитан приказ. На следующий день в ленинградских газетах можно было прочитать об этом. Для ледокола началась новая страница его истории…

В 1928 году имя «Красин» прогремело на весь мир. Самый сильный в мире ледокол отправился на спасение итальянской полярной экспедиции Умберто Нобиле, потерпевшей крушение на дирижабле «Италия».

Цель этой экспедиции – Северный полюс – была достигнута, но на обратном пути произошла катастрофа. Сильный ветер и снег обрушились на дирижабль, и он обледенел, а затем стал стремительно терять высоту. Столкновение со льдом унесло жизни семерых воздухоплавателей. Выжившие участники полёта (9 человек) поставили на приютившей их льдине красную палатку в надежде, что её среди белого безмолвия заметят спасатели… В составе красинской экспедиции были и лётчики. На самолёте «ЮГ-1», который также называли «Красный медведь», они отправлялись сквозь плотную пелену облаков на поиски.

Слаженная работа моряков и лётчиков оказалась успешной. 10 июля 1928 года в 18 ч 45 мин Б. Г. Чухновский отправил с борта самолёта на ледокол радиограмму об обнаружении «группы Мальмгрена». Так называли трёх аэронавтов, отправившихся из лагеря к ближайшему берегу. Через полчаса связь с аэропланом, искавшим точное местоположение красной палатки, прекратилась. Лётчики были вынуждены совершить аварийную посадку. Руководители экспедиции оказались в затруднении: к кому спешить на помощь?

Спасение итальянских аэронавтов —
самая масштабная международная
спасательная экспедиция в Арктике
в XX веке, которая значительно укрепила
авторитет молодого Советского
государства; она являлась прологом
масштабной программы
освоения Арктики в 30-х гг.

Заседание в Московско-Нарвском Доме культуры (Ленинград), посвящённое ледовому походу «Красина». Октябрь 1928 г.

1928 – 1934

Работает в Западной Арктике и на Балтике.

1934

Совершает переход через Атлантику и Тихий океан во Владивосток (меняет порт приписки) и участвует в спасении парохода «Челюскин».

1935 – 1941

Работает в Восточной Арктике.

ПОЛЯРНЫЕ КОНВОИ

Шла Вторая мировая война. 14 августа 1941 г. была заключена Атлантическая хартия, в которой Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль выражали готовность оказать помощь Советскому Союзу вооружением и техникой в его борьбе с немецким фашизмом (операция «Дервиш»).

Самым коротким по расстоянию из США и Англии был северный маршрут — северной частью Атлантического океана, а затем Норвежским и Баренцевым морями в порты Мурманск и Архангельск. Путь от Великобритании и Исландии в порты Архангельска и Мурманска занимал всего 10-12 суток. Это был и самый опасный путь.

Ценою человеческих жизней Россия получила важнейшие грузы, которые сыграли огромную роль в первое время войны. Сегодня эти маршруты известны под названием PQ. А участие ледокола "Красин" в проведении союзных полярных конвоев вписало еще одну славную страницу в его биографию.

 

 

АРКТИЧЕСКИЙ КОНВОЙ PQ - 15

Начался он 4 ноября 1941 г., когда ледокол отправился из бухты Провидения в Сиэтл. Предполагалось, что «Красин» будет помогать союзникам во время высадки американского десанта.В январе 1942 г. ледокол прибыл в Балтимор, где на него было поставлено вооружение (кормовая 3-дм пушка и 10 пулемётов), трюмы были загружены боеприпасами. 

Вскоре судно ошвартовалось в Глазго. 26 апреля «Красин» в составе полярного конвоя PQ-15 направился в Мурманск. В дни перехода суда атаковала немецкая авиация. По возвращении в Советский Союз, «Красин» снова был перевооружён, став одним из наиболее сильных по артиллерийскому вооружению ледоколов. 6 октября 1943 г. он прибыл во Владивосток – так завершился его кругосветный поход. Ледокол нёс свою полярную вахту до конца войны и был разоружён во Владивостоке в 1945 г.

1952

К началу 1950-х годов корпус и машины «Красина» сильно износились. В 1952 году начался капитальный ремонт и модернизация корабля. С 1957 — модернизация на верфи им. М. Тезена в Висмаре, ГДР

1960

Модернизация была завершена. Теперь «Красин» с трудом можно было узнать — лишь корпус судна сохранил прежнюю форму. Большие дымовые трубы исчезли – новым котлам они не требовались. Надстройка стала высокой, с хорошим обзором. На корме ледокола была устроена площадка для вертолёта ледовой разведки. Ледокол получил новые паровые машины, сделанные в германском городе Альтона.

1970 – 1980-е

В 1970 – 1980-х годах участвовал в поиске первых месторождений нефти и газа на островах Арктики — снабжал электричеством буровые установки.

Благодаря «Красину» получены фундаментальные знания о строении шельфа Арктики.

В 1989 ГОДУ БЫЛО ПРИНЯТО ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВЫВОДЕ НИС «ЛЕОНИД КРАСИН» ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ

11 августа 1989 года судно было передано на баланс Международного фонда истории науки, но из-за финансовых трудностей фактически оказалось под угрозой списания на металл.

В 1992 году ледокол «Красин» признан памятником культуры государственного значения. Началась музейная жизнь судна, которая, впрочем, складывалась драматично. «Красин» был ошвартован на набережной Лейтенанта Шмидта напротив Горного университета. Судно стало принимать посетителей, но музей оказывался нерентабельным. Начались поиски организации, способной вдохнуть в ледокол новую жизнь. И такая организация нашлась! 12 февраля 2004 года ледокол «Красин» был передан на баланс Музея Мирового океана, который обладает большим опытом сохранения исторических судов. Началась системная работа по музеефикации ледокола, комплектованию фондов, ремонту и реставрации, созданию экспозиций и выставок, привлечению посетителей, проведению экскурсий и массовых мероприятий.

наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия.

 

www.krassin.ru

74

года ледокол проработал в морях

885

дней длился его кругосветный поход

20

лет с момента постройки «Красин» оставался лучшим ледоколом мира

Ледокол, попав на вечную стоянку, теперь прорезает историю. Его движение не остановилось, но поменяло качество: теперь он движется во времени, стоя на месте. «Красин» — яркое явление в истории Арктики, и он продолжает выполнять свою миссию.