НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО

«ВИТЯЗЬ»

высота борта14,56 м
длина109,44 м

ширина
14,56  м

автономность плавания    
18 500 миль

экипаж — 66 человек
научный состав — 70 человек

  • Судовладелец:
  • Год, фирма и страна постройки:
  • Назначение судна:
  • Прежние названия:
  • Флаг:

Музей Мирового Океана 

1939, Бремерхафен, Германия

научно-исследовательское судно, музей 

«Марс», «Вперёд, империя», «Экватор», «Адмирал Макаров»

Германия, СССР

Судно  было построено в1939 году  в городе Бремерхафене (Германия) как грузопассажирский теплоход и названо «Марс».  На нём перевозили фрукты из южных стран в Германию.
В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ «МАРС» БЫЛ ВОЕННЫМ НЕМЕЦКИМ ГОСПИТАЛЕМ. 

В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез более 20000 беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками.
После окончания войны судно по репарации было передано Великобритании и получило новое имя «Вперед, империя». 
Портом приписки был Ливерпуль, судно находилось там меньше года, после чего было передано СССР. 

1946 ГОД. ПО РЕПАРАЦИИ СУДНО ПЕРЕДАНО СССР, БАЛТИЙСКОМУ МОРСКОМУ ПАРОХОДСТВУ И ПОД ИМЕНЕМ «ЭКВАТОР» СОВЕРШАЛО РЕЙСЫ МЕЖДУ ПОРТАМИ БАЛТИЙСКОГО И СЕВЕРНОГО МОРЕЙ.
31 января 1946 года организован Институт океанологии Академии Наук СССР. Для создания необходимого институту океанографического экспедиционного судна был выбран «Экватор».

1947

КОРАБЛЬ ПОЛУЧИЛ ИМЯ «ВИТЯЗЬ»
В ПАМЯТЬ ЗНАМЕНИТЫХ РУССКИХ
КОРВЕТОВ XIX ВЕКА.

Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 годах в немецком Висмаре по проекту Центрального проектно-конструкторского бюро № 1 Министерства морского флота. 

При перестройке удлинили его среднюю надстройку, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Бывшие грузовые трюма переоборудовали в каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Установили дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды.
В результате судно было готово принять 66 человек и 70 научных сотрудников. Автономность плавания составила 120 суток.

11 022

метров

В 1957 году во время 25-го рейса

эхолот судна зафиксировал

в Марианской впадине рекордную

глубину  Мирового океана 

Было установилено наличие жизни на глубинах более 7000 метров, и тем самым опровергнуто бытующее в то время представление о невозможности жизни на глубинах более 6000-7000 метров.

16 КМ СОСТАВЛЯЕТ ДЛИНА ЯКОРНОГО ТРОСА, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ДЛЯ СТОЯНКИ СУДНА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЫ.
Продолжительность спуска и подъема трала составляла 6–8 часов. По образному выражению участника работ на «Витязе» — известного отечественного океанолога Г. М. Беляева — выполнение траления на дне глубоководной впадины можно сравнить со спуском какого-нибудь прибора в закрытое плотным слоем облаков горное ущелье с летящего на высоте 8–10 км воздушного шара.

65

экспедиций в трех океанах

770000

морских миль

Жак-Ив Кусто

«Витязь» стал своеобразным символом эпохи, кораблем, совмещающим в себе функции исследовательского судна и посланника страны, демонстрирующего ярчайшие научные и технические успехи СССР и служащего дискуссионной площакой для многочисленных гостей практически со всего мира.

Н.С. Хрущев у борта Витязя во владивостокском порту, 1960-е гг

На палубу корабля поднимались Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, князь Монако Ренье II, польский яхтсмен Леонид Телига, президенты и губернаторы, учёные и дипломаты...

1979

 

 

2 АПРЕЛЯ 1979 ГОДА  «ВИТЯЗЬ» ОКОНЧИЛ СВОЙ

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС В КАЛИНИНГРАДЕ. 

 

 

Долгих 11 лет решалась судьба, пока 12 апреля 1990 года Постановлением Правительства РСФСР был организован Музей  Мирового  океана  Министерства культуры РСФСР, главным экспонатом которого стал «Витязь».

История исследования и освоения Мирового океана российскими мореплавателями

Сегодня «Витязь» — самое большое в мире научно-исследовательское судно-музей, на борту которого, в восстановленных каютах, трюмах, лабораториях, в 43-ти помещениях,  разместилась единственная в стране, уникальная экспозиция.

Смотреть