«ВИТЯЗЬ»
ширина
14,56 м
автономность плавания
18 500 миль
экипаж — 66 человек
научный состав — 70 человек
- Судовладелец:
- Год, фирма и страна постройки:
- Назначение судна:
- Прежние названия:
- Флаг:
Музей Мирового Океана
1939, Бремерхафен, Германия
научно-исследовательское судно, музей
«Марс», «Вперёд, империя», «Экватор», «Адмирал Макаров»
Германия, СССР
Судно было построено в1939 году в городе Бремерхафене (Германия) как грузопассажирский теплоход и названо «Марс». На нём перевозили фрукты из южных стран в Германию.
В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ «МАРС» БЫЛ ВОЕННЫМ НЕМЕЦКИМ ГОСПИТАЛЕМ.
В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез более 20000 беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками.
После окончания войны судно по репарации было передано Великобритании и получило новое имя «Вперед, империя».
Портом приписки был Ливерпуль, судно находилось там меньше года, после чего было передано СССР.
1946 ГОД. ПО РЕПАРАЦИИ СУДНО ПЕРЕДАНО СССР, БАЛТИЙСКОМУ МОРСКОМУ ПАРОХОДСТВУ И ПОД ИМЕНЕМ «ЭКВАТОР» СОВЕРШАЛО РЕЙСЫ МЕЖДУ ПОРТАМИ БАЛТИЙСКОГО И СЕВЕРНОГО МОРЕЙ.
31 января 1946 года организован Институт океанологии Академии Наук СССР. Для создания необходимого институту океанографического экспедиционного судна был выбран «Экватор».
КОРАБЛЬ ПОЛУЧИЛ ИМЯ «ВИТЯЗЬ»
В ПАМЯТЬ ЗНАМЕНИТЫХ РУССКИХ
КОРВЕТОВ XIX ВЕКА.
Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 годах в немецком Висмаре по проекту Центрального проектно-конструкторского бюро № 1 Министерства морского флота.
При перестройке удлинили его среднюю надстройку, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Бывшие грузовые трюма переоборудовали в каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Установили дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды.
В результате судно было готово принять 66 человек и 70 научных сотрудников. Автономность плавания составила 120 суток.
11 022
метров
В 1957 году во время 25-го рейса
эхолот судна зафиксировал
в Марианской впадине рекордную
глубину Мирового океана
Было установилено наличие жизни на глубинах более 7000 метров, и тем самым опровергнуто бытующее в то время представление о невозможности жизни на глубинах более 6000-7000 метров.
16 КМ СОСТАВЛЯЕТ ДЛИНА ЯКОРНОГО ТРОСА, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ДЛЯ СТОЯНКИ СУДНА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЫ.
Продолжительность спуска и подъема трала составляла 6–8 часов. По образному выражению участника работ на «Витязе» — известного отечественного океанолога Г. М. Беляева — выполнение траления на дне глубоководной впадины можно сравнить со спуском какого-нибудь прибора в закрытое плотным слоем облаков горное ущелье с летящего на высоте 8–10 км воздушного шара.
65
770000
Жак-Ив Кусто
«Витязь» стал своеобразным символом эпохи, кораблем, совмещающим в себе функции исследовательского судна и посланника страны, демонстрирующего ярчайшие научные и технические успехи СССР и служащего дискуссионной площакой для многочисленных гостей практически со всего мира.
Н.С. Хрущев у борта Витязя во владивостокском порту, 1960-е гг
На палубу корабля поднимались Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, князь Монако Ренье II, польский яхтсмен Леонид Телига, президенты и губернаторы, учёные и дипломаты...
2 АПРЕЛЯ 1979 ГОДА «ВИТЯЗЬ» ОКОНЧИЛ СВОЙ
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС В КАЛИНИНГРАДЕ.
Долгих 11 лет решалась судьба, пока 12 апреля 1990 года Постановлением Правительства РСФСР был организован Музей Мирового океана Министерства культуры РСФСР, главным экспонатом которого стал «Витязь».
История исследования и освоения Мирового океана российскими мореплавателями
Сегодня «Витязь» — самое большое в мире научно-исследовательское судно-музей, на борту которого, в восстановленных каютах, трюмах, лабораториях, в 43-ти помещениях, разместилась единственная в стране, уникальная экспозиция.