СКВОЗНОЕ ПЛАВАНИЕ Л/П «СИБИРЯКОВ» ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ

М.В. Ломоносов

СЕВЕРНЫЙ ОКЕАН ЕСТЬ ПРОСТРАННОЕ ПОЛЕ… ГДЕ УСУГУБИТЬСЯ МОЖЕТ РОССИЙСКАЯ СЛАВА, СОЕДИНЕННАЯ С БЕСПРИМЕРНОЮ ПОЛЬЗОЮ, ЧЕРЕЗ ИЗОБРЕТЕНИЕ ВОСТОЧНО-СЕВЕРНОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

К началу ХХ века по-прежнему неизведанной оставалась трасса Северного морского пути, которую в прежние эпохи называли Северо-восточным проходом. Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5 770 морских миль.

Поиски Северного морского пути Россией резко активизировались после войны с Японией (1904-1905). Тяжелый урок Цусимы заставил признать, что Северный морской путь может иметь большое стратегическое значение как безопасная в военном отношении трасса. Актуальность освоения Северного морского пути обуславливалась и экономическими предпосылками. Правительство приступило к выяснению условий мореплавания вдоль северных берегов Сибири.

Впервые в отечественной истории Северный морской путь был пройден с востока на запад Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО) в 1915 г. на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» за две навигации.

28 июля 1932

Началось практическое освоение Северного морского пути с экспедиции на ледокольном пароходе «А.Сибиряков», Ледокол, под командованием капитана В.И. Воронина и начальника экспедиции О.Ю. Шмидта двигаясь с запада на восток, обогнул с севера архипелаг Северная Земля.

август 1932

Достиг Чукотского моря, которое стало опасным испытанием для ледокола. Пробиваясь через торосистые льды у «Сибирякова» сломались все четыре лопасти винта. Аврал и ремонтные работы продолжались шесть дней, после чего экспедиция двинулась дальше к Берингову проливу. Но произошла еще одна авария. Отломился гребной винт и вместе с лопастями ушел на дно.

ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ ПОЛОМКУ ВИНТА, НУЖНО БЫЛО ПЕРЕТАЩИТЬ ВЕСЬ ЗАПАС УГЛЯ ИЗ КОРМОВОГО ТРЮМА НА НОС ПАРОХОДА, ЧТОБЫ ПОЛЕГЧАВШАЯ КОРМА ПОДНЯЛАСЬ И ТОГДА ПОЯВИВШИЙСЯ ПОД ВОДОЙ ГРЕБНОЙ ВИНТ СМОГЛИ БЫ ПОЧИНИТЬ МЕХАНИКИ. НАДО БЫЛО ВРУЧНУЮ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ПЕРЕГРУЗИТЬ 400 ТОНН УГЛЯ! ОТКАЗАТЬСЯ НЕ ПОЖЕЛАЛ НИ ОДИН ИЗ УЧАСТНИКОВ ПЛАВАНИЯ. СМЕНЯЯ ДРУГ ДРУГА, ЛЮДИ КРУГЛОСУТОЧНО ТАСКАЛИ ШЕСТИПУДОВЫЕ МЕШКИ С УГЛЕМ. ПОСЛЕ ВТОРОЙ АВАРИИ - АВАРИИ ГРЕБНОГО ВИНТА СУДНО СТАЛО БЕСПОМОЩНЫМ, НЕУПРАВЛЯЕМЫМ – И ПОЛНОСТЬЮ ОКАЗАЛОСЬ ВО ВЛАСТИ ВЕТРОВ, ТЕЧЕНИЙ И ЛЬДОВ. ОНО ДРЕЙФОВАЛО В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Когда ледовая обстановка стала более благоприятной было решено поставить импровизированные паруса и использовать попутный ветер для движения вперед. Самодельные паруса сшили из кусков брезента, которыми укрывали уголь. Ледокольный пароход приобрел совершенно фантастический вид – он больше походил на старинный пиратский корабль с черными парусами.

Оживший «Сибиряков» «помчался» со скоростью … полмили в час и 1 октября 1932 года, на 66-е сутки плавания, вырвался на чистую воду у самого входа в Берингов пролив. Здесь его взял на буксир рыболовный траулер «Уссуриец».

ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ПАРОХОД «СИБИРЯКОВ» ПРОШЕЛ СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ ЗА ОДНУ НАВИГАЦИЮ.

ВАЖНЕЙШИМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЭКСПЕДИЦИИ СТАЛО СОЗДАНИЕ В ДЕКАБРЕ 1932 ГОДА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ (ГЛАВСЕВМОРПУТИ) ВО ГЛАВЕ С АКАДЕМИКОМ О.Ю. ШМИДТОМ. ПОСЛЕ ЭТОГО НАЧАЛОСЬ МАСШТАБНОЕ ОСВОЕНИЕ МОРСКОГО ПУТИ ОТ БЕЛОГО МОРЯ ДО БЕРИНГОВА ПРОЛИВА. ГЛАВСЕВМОРПУТИ ВМЕНЯЛОСЬ В ОБЯЗАННОСТЬ ОБОРУДОВАТЬ ЭТОТ ПУТЬ, ДЕРЖАТЬ ЕГО В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ И ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАВАНИЯ ПО ЭТОМУ ПУТИ. ПРОЙДЕТ ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, И МОРСКАЯ ТРАССА ВДОЛЬ СЕВЕРНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ СТРАНЫ ЗАРАБОТАЕТ В ПОЛНУЮ СИЛУ, СТАНЕТ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМОЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ И БУДЕТ ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ СЛУЖИТЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ.