КОНВОЙ БД-5

« МАРИНА РАСКОВА »

История конвоя БД-5 - трагическая страница внутренних арктических конвоев Второй Мировой войны. Основное судно конвоя - было спущено на воду в 1919 г. в США под именем «Mystic» (позже «Munmystic», «Iberville», «Ironclad»). В составе конвоя PQ-17. Дважды терпело аварии и было передано Северному морскому пароходству СССР в 1943 г. После получения судно было названо в честь погибшей незадолго до этого военной летчицы Марины Расковой и отремонтировано.

Небольшой конвой БД-5 вышел из Молотовска (ныне Северодвинск) 8 августа 1944 г. На транспорте «Марина Раскова» находились 417 человек: экипаж, военнослужащие Беломорской Военной флотилии, гражданские специалисты Главного управления Северного морского пути, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. На пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций. Транспорт сопровождали три тральщика Главной базы Северного флота.

Вечером 12 августа конвой «Белое море – Диксон 5» в Карском море обнаружила и сразу же атаковала немецкая субмарина U-365 . Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находящиеся в третьем трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода «Марина Раскова». Попадание торпеды вывело из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Судно дало крен и стало осаживаться на нос. Команде удалось стабилизировать течь и угол крена транспорта. Из-за того, что глухой взрыв под судном был характерен для неконтактной мины, предполагалось, что судно попало на минное поле.

НЕСКОЛЬКИМИ МИНУТАМИ ПОЗЖЕ АКУСТИЧЕСКОЙ ТОРПЕДОЙ БЫЛ ПОРАЖЁН ТРАЛЬЩИК Т-118, КОТОРЫЙ БЫСТРО ЗАТОНУЛ. ИЗ ЛИЧНОГО СОСТАВА УДАЛОСЬ СПАСТИ 29 ЧЕЛОВЕК. В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ ПРОВОДИЛАСЬ ЭВАКУАЦИЯ С ТРАНСПОРТНОГО СУДНА, ПОКА НЕ ПРОИЗОШЕЛ ВЗРЫВ НА ТРАЛЬЩИКЕ Т-114. ПОСЛЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Т-116 БЫЛ ВЫНУЖДЕН СРОЧНО ПРЕКРАТИТЬ СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПИ УХОДИТЬ НА БАЗУ, ПРЕДПОЛАГАЯ ПОСЛЕ ПЕРЕДАЧИ СПАСЁННЫХ НА БЕРЕГ ВЕРНУТЬСЯ ЗА ОСТАЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ В МОРЕ НА ШЛЮПКАХ. ПОСЛЕ УХОДА Т-116 В МОРЕ ОСТАЛОСЬ ПО РАЗНЫМ ОЦЕНКАМ ОТ 120 ДО 180 ЧЕЛОВЕК, А ТРАНСПОРТ «МАРИНА РАСКОВА» БЫЛ ДОБИТ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ И ЗАТОНУЛ. ПОЗЖЕ СИЛАМИ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ БЫЛО СПАСЕНО 70 ЧЕЛОВЕК. ВСЕГО ТРАГЕДИЯ УНЕСЛА 378 ЖИЗНЕЙ СОВЕТСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ ТЫЛА ИЗ ЧИСЛА 752 УЧАСТНИКОВ КОНВОЯ. 

В ПАМЯТЬ О ТРАГЕДИИ БЫЛА ПРОВЕДЕНА СЕРИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ. В ПРОЦЕССЕ ОДНОГО ИЗ ПОХОДОВ «КАРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ» БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ ТОЧНЫЕ МЕСТА ГИБЕЛИ И ОБСЛЕДОВАНЫ ТРАНСПОРТ «МАРИНА РАСКОВА», ТРАЛЬЩИК Т -118 И ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ПАРОХОД «АЛЕКСАНДР СИБИРЯКОВ».