Археологическая находка

«Корабль XIX в.»

Расположение находки.

При снятии грунтового балласта на месте янтарного
карьера «Приморский» в 2000 г. были открыты
остатки деревянного судна. Они располагались в 160
м к западу от коренного морского берега у
северо-западной окраины Калининградской
области. Этот участок из-за песчаной мели считался
опасным для судовождения. Масштабный размыв
песка гидромониторами обнажил несколько
возвышающийся над дном карьера остов
деревянного судна, практически полностью
очищенный от балластного песка. Было принято
решение проводить археологические изыскания.

Процесс раскопки корабля

В России отсутствуют памятники деревянного
судостроения XIX века подобных размеров и
вероятность их нахождения невелика. В
юго-восточной Балтике на дне моря подобные
находки также маловероятны, т. к. в данном
районе после Второй мировой войны в
результате ликвидации огромного количества
мин все дно было «перепахано»..

РЕСТАВРАТОРАМИ БЫЛА РАЗРАБОТАНА МЕТОДИКА КОНСЕРВАЦИИ
ДЕРЕВЯННЫХ ФРАГМЕНТОВ.В ПРОЦЕССЕ МЕДЛЕННОЙ СУШКИ В
ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОДНЯТЫЕ НА ВОЗДУХ ФРАГМЕНТЫ
КОРАБЛЯ НЕ ПРЕТЕРПЕЛИ ЯВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, КАК ПО
ПОВЕРХНОСТНОМУ РАЗРУШЕНИЮ ДЕРЕВА, ТАК И ПО ИЗМЕНЕНИЮ
ОБЩЕЙ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ. КОНСЕРВАЦИЯ ПРОХОДИТ В РАСТВОРЕ
ПОЛИЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ, СТЕПЕНЬ ПРОПИТКИ ЗАВИСИТ ОТ УРОВНЯ
ВЛАЖНОСТИ КАЖДОГО ДЕРЕВЯННОГО ФРАГМЕНТА. КОНСЕРВАЦИЯ
ДЕРЕВА ДЛИЛАСЬ ТРИ ГОДА.

Экспонирование корабля в Музее Мирового океана.

После нескольких этапов реставрации в июне
2005 г. произведена попытка восстановления
первоначальной нумерации крупных деталей
корпуса корабля. В результате проведенных
работ удалось практически полностью
восстановить утерянную нумерацию
основных деталей.
После исследования конструкции остатков
судна, можно утверждать, что найденные
части судна составляют порядка 20 % от его
первоначальной конструкции.
Сейчас уже точно изучены ключевые
параметры корабля:
Длина - 22-24 м
Ширина - 8 м
Высота борта - 3 м
Грузоподъемность - 60-140 т
Экипаж - 6-8 чел

Экспонирование корабля в Музее Мирового океана.

Проведена уникальная работа, из множества
частей этой сложнейшей головоломки,
реставраторам удалось собрать не имеющий
аналогов по цельности образ,
демонстрирующий основные принципы
технологий того времени. Например, очень
хорошо сохранилось веретено брашпиля,
выполненной из цельного куска дерева, часть
форштевня, доски обшивки, два фрагмента
киля. Стольк малое количество оставшихся
оригинальных деталей связано как с
разрушением корабля вследствие крушения и
последующего пребывания в прибойной зоне,
так и с его разбором местными жителями.
Причем разбор этот велся не только в XIX в., но
и в наши дни, после обнаружения остатков
судна.
В настоящее время корабль экспонируется в
калининградском музее Мирового океана, в
специально построенном для него павильоне.