ПОЛЯРНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС - 1

Лагерь полярников дрейфующей станции Северный полюс-1

Первая высокоширотная экспедиция «СП-1» состояла из четырех человек. Руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнест Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов не были новичками в Арктике. Руководство экспедицией осуществлял О.Ю. Шмидт - начальник Главного управления Северного морского пути. Заместителем начальника экспедиции был назначен начальник Управления полярной авиации Главсевморпути М.И. Шевелев.

Папанинская четверка

На подготовку арктической экспедиции ушел целый год. Заказы на специальное экспедиционное оборудование и снаряжение на предприятиях страны выполнялись вне очереди. Заново конструировались двигатель и жилье, кухонное оборудование и радиостанция, изобретались новые виды легкой тары, поскольку каждый экспедиционный килограмм был на счету. Так палатка для жилого лагеря с кроватями весила всего 53 кг. И при этом была хорошо утеплена – ее брезентовые стены были с прослойкой гагачьего пуха. Этот самый легкий и теплый природный материал был использован и при пошиве спальных мешков для полярников.

Уплывут и растают обломки

Знаменитых папанинских льдов,

Но запомнят навеки потомки

Эту повесть геройских трудов.

Не увянет вовек и останется

Легендарная слава о том,

Как на полюсе жили папанинцы,

Со стихией борясь в четвером.

 

В. Лебедев – Кумач, газета «Правда» 19 марта 1938 года

И.Д.Папанин и Е.К.Федоров на дрейфующей станции СП-1

Разработанный для дрейфующей станции ассортимент продуктов состоял из сорока шести наименований. В кратчайший срок были изготовлены питательные, богатые витаминами концентраты. Не меньше внимания было уделено полярной одежде зимовщиков. Она состояла из меховых комбинезонов, волчьих рукавиц и липт (чулок), брюк и сапог из кожи нерпы, шелковых костюмов на гагачьем пуху.

Руководитель и пилоты самолётов экспедиции Северный Полюс 1 (слева направо): И. Т. Спирин, М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков

Пока проходили подготовительные работы к экспедиции, летчики и авиационные специалисты развернули подготовку авиационного отряда к полету на полюс. Лучшие силы полярной авиации были привлечены для участия в первой советской высокоширотной воздушной экспедиции, вошедшей в историю Арктики под условным названием «Север-1». Полет пяти самолетов, начавшийся в Москве 22 марта, завершился 21 мая 1937 года на Северном полюсе.

"Хозяин безмолвного простора"

Официальное открытие первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1», находившейся всего лишь в 20 км от полюса, на льдине размером 3x5 км и толщиной льда 3 м, состоялось 6 июня. Всему миру стали известны радиопозывные RAEM, которые посылал в эфир радист Э.Т. Кренкель. Единственной связью с внешним миром стало радио.

33

измерения глубины океана

600

измерений течения при помощи вертушек

36

измерений магнитного наклонения

22

пункта в которых определена сила тяжести

5

серий определений склонения и горизонтальной составляющей силы земного магнетизма

Телеграмма из Мирного в 3 адреса: И. Д. Папанину, Е. К. Федорову, Э. Т. Кренкелю с поздравлением 20-летия СП-1

Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного Полюса, затем льдина устремилась на юг со скоростью 20 км в сутки, ее размеры непрерывно уменьшались. Было принято решение об эвакуации экспедиции. 19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман», затем они пересели на ледокол «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.

Радиоприемник ламповый «Телефункен» Эрнста Теодоровича Кренкеля

Проведенная работа на станции «Северный полюс-1» и полученные результаты позволили:

- получить уникальные для того времени сведения о природе высокоширотной Арктики;

 

- получить обильную информацию по океанологии и метеорологии; изучить рельеф дна Северного Ледовитого    океана на всём протяжении дрейфа;

 

- установить, что тёплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса;

Радиоключ Эрнста Теодоровича Кренкеля

- изучить движение верхней толщи воды под действием ветра, что разрушило прежнее представление о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных пространствах;

 

- опровергнуть предположения о почти полной безжизненности приполюсного района;

 

- доказать практическую возможность и целесообразность проведения широкого комплекса наблюдений с дрейфующего льда на регулярной основе.

ДЕСЯТИМЕСЯЧНЫЙ ДРЕЙФ ЭКСПЕДИЦИИ «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-1» СТАЛ КРУПНЕЙШИМ

ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЕМ ДВАДЦАТОГО ВЕКА. ПОСЛЕ УСПЕШНОГО

ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРВОЙ ВОЗДУШНОЙ ВЫСОКОШИРОТНОЙ СОВЕТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ И

ВЫСАДКИ НА ДРЕЙФУЮЩИЙ ЛЕД В 1937 ГОДУ ГЕРОИЧЕСКОЙ «ЧЕТВЕРКИ» ПОД

РУКОВОДСТВОМ И. Д. ПАПАНИНА, НАЧАЛОСЬ ПЛАНОМЕРНОЕ ОСВОЕНИЕ ВСЕГО

АРКТИЧЕСКОГО БАССЕЙНА, ЧТО СДЕЛАЛО РЕГУЛЯРНОЙ НАВИГАЦИЮ ПО СЕВЕРНОМУ

МОРСКОМУ ПУТИ. С ТЕХ ПОР ЗА НАШЕЙ СТРАНОЙ ЗАКРЕПИЛАСЬ РОЛЬ ЛИДЕРА В

ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНЫХ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В МОРСКОЙ АРКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛЯРНОГО КЛИМАТА.