ОТКРЫТИЕ

СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛИ

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» считались военными судами. Экипаж каждого корабля состоял из командира, четырех офицеров со специальной гидрографической подготовкой, инженера-механика, врача и около 40 матросов и унтер-офицеров. По сложившейся традиции экипажи формировались исключительно из добровольцев. «Таймыр» и «Вайгач», как правило, работали в паре, имея между собой радиосвязь. Установленный на пароходах радиотелеграф позволял в условиях сложной навигационной обстановки держать устойчивую связь на расстоянии 150 миль (1 миля – 1852 м). В те времена это было большое достижение.

В 1913 г. начальником ГЭ СЛО был назначен командир «Таймыра» Б.А. Вилькицкий. Он сменил на посту серьезно заболевшего Сергеева. В послужном списке Б.А. Вилькицкого была служба на Балтике и морях Тихого океана. Он участвовал в Русско-японской войне, был ранен.

21 августа 1913 г. (по старому стилю) произошло событие, которое принесло Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана мировую известность. Практически одновременно вахтенные «Таймыра» и «Вайгача» увидели неизвестную землю. Участники экспедиции назвали ее Земля Императора Николая II. Через тринадцать лет она была переименована в Северную Землю.

Какая похвала Российскому народу

Судьбой дана – пройти покрыту льдами воду…

Колумбы росские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отворят на восток.

М.В. Ломоносов

На берег вновь открытой земли высадилась часть команды, был произведен салют, поднят государственный флаг России, и зачитан приказ начальника экспедиции Б.А. Вилькицкого, в котором говорилось: «…В поисках Великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический, нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал…»

В 1914 г. команды «Таймыра» и «Вайгача» во главе с Б.А. Вилькицким, отправляясь в плавание, были решительно настроены выполнить основную цель Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана – разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад. Но пройти путь из Владивостока в Архангельск за одну навигацию «Таймыру» и «Вайгачу» не удалось. Путь преградили непроходимые льды. Все попытки освободиться из ледового плена были тщетны. У западного побережья полуострова Таймыр в середине сентября 1914 г. суда встали на зимовку.

В ходе зимовки 1914-1915 гг. ГЭ СЛО выполнила большой объем метеорологических, гидрологических и ледовых наблюдений, собрала биологические и зоологические коллекции. К июню 1915 г. зимовка «Таймыра» и «Вайгача» подошла к завершающей стадии. Лед стал быстро таять, корабли выбрались на открытую воду и взяли курс на Архангельск, где их ждала торжественная встреча 3 сентября 1915 г. Восторженные жители преподнесли командиру экспедиции адрес, в котором Вилькицкий был назван «российским Колумбом». Весь личный состав был награжден орденами, медалями, памятными знаками.