«ОБЪЕКТЫ ЧЁРНОГО МОРЯ»

ПОДСЧИТАТЬ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КОРАБЛЕЙ,
ЗАТОНУВШИХ В ЧЁРНОМ МОРЕ, НЕВОЗМОЖНО,
ОДНАКО ОЧЕВИДНО, ЧТО ИХ КОЛИЧЕСТВО
ВЕЛИКО. ЧЕРНОЕ МОРЕ - ОДНО ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ
МОРЕЙ, ОСВОЕННЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ,
СУДОХОДСТВО ЗДЕСЬ СУЩЕСТВУЕТ НА
ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.
ИЗ-ЗА ТРУДНОСТЕЙ НАВИГАЦИИ ГРЕКИ
ПРОЗВАЛИ ЭТО МОРЕ НЕГОСТЕПРИИМНЫ,
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПАРУСНЫЕ И ГРЕБНЫЕ
КОРАБЛИ ГРУЖЕНЫЕ ЦЕННЫМИ ТОВАРАМИ
ТОНУЛИ, ЗАСТИГНУТЫЕ ШТОРМОМ. КРОМЕ
ТОГО, МИРОВЫЕ ВОЙНЫ ОСТАВИЛИ НА ДНЕ
МОРЯ МНОЖЕСТВО КОРАБЛЕЙ, ПОДВОДНЫХ
ЛОДОК И СБИТЫХ САМОЛЁТОВ. ПОЭТОМУ
БОЛЬШИНСТВО ОБНАРУЖЕННЫХ НА
СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ
ЧЁРНОГО МОРЯ ОТНОСЯТСЯ К XX ВЕКУ.

Оксана Истратова Руководитель Дайв-центра BLACKSEAEXPLORERS

«…КРЫМСКИЕ РЭКИ УДИВИТЕЛЬНЫ. (РЭК – В ПЕРЕВОДЕ С
АНГЛИЙСКОГО «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, КОРАБЛЬ, РАЗРУШЕННЫЙ В
МОРЕ»). КАЖДЫЙ ИЗ НИХ – ЭТО ИСТОРИЯ, ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ НЕ ТОЛЬКО
ЛЮДЕЙ, НО И ЖИЗНЬ ЦЕЛОЙ СТРАНЫ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА, ПЕРВАЯ
МИРОВАЯ, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. ЗА КОРОТКИМИ ФРАЗАМИ –
МИЛЛИОН СОБЫТИЙ И ЧЕЛОВЕСКИХ СУДЕБ. И НАШИ КОРАБЛИ – ЭТО
ЧАСТЬ ЭТОЙ ИСТОРИИ, К КОТОРОЙ МНОГИЕ МОГУТ ПРИКОСНУТЬСЯ
ТОЛЬКО В КНИГАХ И МУЗЕЯХ. А МЫ МОЖЕМ СТАТЬ ЧАСТЬЮ ИСТОРИИ
ЖИЗНИ ЭТИХ КОРАБЛЕЙ. МЫ НАХОДИМ ИХ, МЫ ИХ УЗНАЕМ, ПЫТАЕМСЯ
НАЙТИ СЛЕДЫ ПРАВДЫ, ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО. »

Пароход «Игнатий Прохоров»

1886

Построен в Англии на верфи "Stand
Slipway Co".

1891

Судно продано S. Tourcoul. И получило
новое название "Игнатий Прохоров" с
регистрацией в Одессе.

1915

Пароход был реквизирован Имперским
российским военно-морским флотом и
переименован в Транспорт 27. Ис-
пользовался в качестве вспомогатель-
ного судна

1918

Пароход погиб, подорвавшись на мине
в районе Севастополя.

Транспорт «Волга-Дон»

1917

Транспорт «Волга-Дон» был заложен на заводе Русского судостроительного
общества «Руссуд» в г. Николаеве, спущен на воду.

1929

Был достроен на заводе им. А. Марти в Одессе. Под именем «Красная Молда-
вия» вошел в состав судов Советского торгового флота, а затем в состав Азов-
ского государственного морского пароходства.

1941

С 27 июля веден в состав Черноморского флота в качестве транспорта. 8
октября, оставляя Мариуполь, из-за невозможности срочного вывода корабля,
экипаж подорвал корабль прямо в порту. В декабре корабль был захвачен
немецкими войсками.

1943

Восстановлен под именем «Wolga-Don» и введено в строй. 25 ноября конвой
в составе транспорта "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок
"Stihi" и "Dumitrescu", а также тральщика R-205 и охотников за подводными
лодками Uj-2301 и Uj-2309 следовал в Cевастополь. На борту "Wolga-Don"
находилось 325 т груза "Люфтваффе". В 19 ч. 07 м. советская подводная лодка
поразила транспорт одной торпедой. Погибло 5 человек.

Транспорт «Варна»

1937

Болгарский транспорт «Варна»был построен на немецкой судоверфи.
Спущен на воду.

1943

20 августа конвой "Hermelin" в составе транспорта "Варна" в охранении
румынских эсминца "Maresti" и минзага "Amiral Murdescu", немецких траль-
щиков R-203, R-204 и R-206, охотника за подводными лодками Uj 2301 и ЅƒЅ
F-301 и F-304, следовал в районе мыса Тарханкут. На борту транспорта был
груз боеприпасов.
В 08 ч. 47 м. советская подводная лодка Д-4 под командованием капи-
тан-лейтенанта И.Я. Трофимова двумя торпедами атаковала конвой. После
попадания торпеды в транспорт "Варна" произошел взрыв находящихся на
нем боеприпасов, судно переломилось и пошло ко дну. Погибло 3 человека.
В 2007 году дайверами был найден судовой колокол, что позволило со 100%
уверенностью говорить, что данный корабль является именно транспортом
«Варна». В том же году колокол был демонтирован и передан в Департамент
подводной археологии Украины для дальнейшего размещения в музее.

Транспорт «Гагара»

1915

Лодка была заложена 29.08. отделением Балтийского завода в Николаеве.

1916

Спущена на воду 24.09., Вступила в строй 20.06.

1917

Активно участвовала в Первой мировой войне. 16.12. вошла в состав Крас-
ного Черноморского флота.

1918

01.05. была захвачена в Севастополе германскими войсками, переименова-
на в «US 4» и включена в состав ВМС Германии на Черном море. 24.11.за-
хвачена у немцев англо-французскими войсками.

1919

26.04. по приказу английского командования затоплена в районе Севастопо-
ля.

2010

Лодка была найдена.

Эскадренный миноносец 
«Живучий»

1902

22 марта зачислен в списки судов Черноморского флота и заложен на эллинге
Николаевского Адмиралтейства.

1904

Спущен на воду в мае.

1907

До октября классифицировался как миноносец. В годы Первой мировой войны
принимал участие в набеговых операциях по коммуникации и побережье против-
ника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал поддержку
приморским флангам русской армии в районе Батума, выставлял мины у пролива
Босфор.

1916

25 апреля во время эскортирования ЛК «Императрица Мария», на выходе из
Севастополя на траверзе бухты Камышевая подорвался на минах, выставленных
германской ПЛ «UC», переломился пополам и затонул.

2011

Миноносец был найден.

Транспорт «Тотила»

1940

Транспорт «Тотила» заказан в Венгрии Советским Союзом еще до войны под
названием «Симферополь»

1942

Спущен на воду.

1944

После организованного немцами в Венгрии в марте военного переворота тепло-
ход был конфискован и вошел в состав германского транспортного флота на
Черном море под названием «Magyar Vitez». 10 мая транспорт подошел в район
юго-западнее мыса Херсонес, для того чтобы снять с берега остатки отступающей
германской армии. Утром транспорт подвергся беспощадной атаке со стороны
советской авиации. Получив попадание трех 100-килограммовых бомб, судно
начало тонуть. Согласно сведениям из разных источников, на транспорте погибло
от 200 до 3900 человек. Говоря об относительно небольшом количестве погиб-
ших, приводят тот факт, что удаленность от берега небольшая и многие спаслись
вплавь (хотя не упоминают, что в мае температура воды здесь редко превышает
12 градусов).

Пароход "Ленин"

1909

Грузопассажирский пароход «Ленин» имел первоначальное название -
"Симбирск". Построен в Данциге по заказу «Добровольного флота».

1920

До 1920 г. работал на линии между Владивостоком, Шанхаем, Нагасаки и
Цуругой. В июле арестован в порту Нагасаки и передан под контроль прав-
ления «Добровольного флота». В 1922 году возвращен СССР. Переименован
в «Ленин».

1924

Переведен на Черное море и обслуживал курортные маршруты, затем линию
Одесса – Новороссийск.

1940

Зачислен в состав Черноморского государственного морского пароходства.

1941

Вечером 27.07 в 23ч.33м. сильный взрыв в районе между трюмами 1 и 2 потряс
пароход. Через 10 минут все было кончено. Количество погибших колеблется от 650 (официальная цифра) до 2500 человек.

Подводная лодка «Щука»

1939

Лодка былоа заложена 23.07 на заводе в г. Николаеве.

1940

30.05. подводная лодка спущена на воду.

1941

С 22.06. «Щ-216» в составе отдельного дивизиона подводных лодок Черноморско-
го флота. В июле прибыла в Севастополь, а в августе была официально включена в
боевой состав и базировалась в Феодосии до октября. В ходе боевых действий
выполнила 14 болевых походов, в которых провела 299 суток.

1944

Вечером 6 февраля "Щука" взяла курс на западную оконечность Крымского полуо-
строва. Ей было приказано патрулировать район мыса Тарханкут, где часто прохо-
дили вражеские караваны. Обстоятельства гибели «Щ-216» так и остались неуста-
новленными, подводная лодка числилась пропавшей без вести. В своем последнем
донесении командир передал на базу, что здесь, в 101-м квадрате, атаковал
немецкий транспорт. Поразить цель не удалось, но сама "Щука", очевидно, прояви-
ла себя. На нее сбросили не менее 30 глубинных бомб, одна из которых и поразила
субмарину. Взрыв произошел в районе второго отсека, как раз перед боевой
рубкой. «Щ-216» потеряла плавучесть и погрузилась на дно, став братской моги-
лой для 47 подводников.