ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ПАРОХОД

«АЛЕКСАНДР СИБИРЯКОВ»

Ледокол «Сибиряков»

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» был построен в Великобритании в 1909 г. под названием Bellaventure и первоначально использовался для промысла тюленей, для выполнения подрядов при строительстве портовых терминалов.

В 1915 г. это судно купило министерство торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море по транспортировке военных грузов и организации зверобойного промысла. Новое имя пароход получил годом позже в честь русского финансиста Александра Сибирякова, содействовавшего изучению Северного Ледовитого океана.

1932

В 1932 года «А. Сибиряков» прославился, совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Экспедиции под командованием академика О. Ю. Шмидта прошла путь из Белого моря в Берингово, дрейфовав часть пути на самодельных парусах после потери части гребного вала с винтом.

1941

До 1941 г. пароход работал в Арктике как снабженец.С началом Великой отечественной войны «А. Сибиряков» вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии и был снаряжен четырьмя орудиями (на 76-мм и 45-мм) и двумя 20-мм зенитными автоматами.

1965

Координаты гибели парохода были объявлены местом боевой славы. И сегодня все корабли, идущие по Севморпути, в память об этом подвиге дают долгий гудок и приспускают флаг.

В августе 1942 г. ледокол вышел из Диксона в рейс на Северную Землю, с целью организации новой станции, замены персонала и пополнения запасов других станций.

На следующий день после выхода из порта ледокол неожиданно встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». На крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля, которое было трактовано как японское. После получения сообщения от штаба ГУСМП о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может, капитан судна принял решение следовать полным ходом к о. Белуха, чтобы укрыть людей и груз.

После проигнорированного требования лечь в дрейф крейсер начал обстрел, а «Сибиряков» несмотря на огромное превосходство противника в вооружении отвечал, повредили неукрытые зенитные орудия. В результате попаданий снарядов крейсера на «Сибирякове» начался сильный пожар, ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос. На судне были открыты кингстоны, а последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера.

104

человек на борту

ТОЛЬКО 20 МИНУТ СМОГ ПРОТИВОСТОЯТЬ СЛАБО ВООРУЖЕННЫЙ ПАРОХОД ТЯЖЕЛОМУ КРЕЙСЕРУ. С «ШЕЕРА» СПУСТИЛИ КАТЕР ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОДОБРАТЬ ОКАЗАВШИХСЯ В ВОДЕ МОРЯКОВ, НО БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ СПАСЕНИЯ — НЕМЦЫ ПОДОБРАЛИ ЛИШЬ 22 ЧЕЛОВЕКА. КОМАНДА ПАРОХОДА ВЫПОЛНИЛА СВОЙ ВОИНСКИЙ ДОЛГ, ПРИНЯВ НЕРАВНЫЙ БОЙ, И ПЕРЕДАВ БЕСЦЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИСУТСТВИИ ПРОТИВНИКА В РАЙОНЕ, СЧИТАВШЕМСЯ БЕЗОПАСНЫМ. В ЧЕСТЬ КОМАНДЫ ЛЕДОКОЛА БЫЛИ НАЗВАНЫ ОСТРОВА В РАЙОНЕ ДИКСОНА.